603107, Россия, Нижний Новгород, проспект Гагарина, 97 тел./факс +7 (831) 466-40-78 Эл.почта: info@refcenter-pfo.ru
ФГБУ «Нижегородский референтный центр Россельхознадзора»
Сегодня: среда, 20 сентября 2017, 19:33
Структурные подразделения

Календарь событий
СМИ о нас

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ В РАМКАХ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО ВВОЗУ ПРОДУКЦИИ ИЗ СТРАН ЕС

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ В РАМКАХ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО ВВОЗУ ПРОДУКЦИИ ИЗ СТРАН ЕС

Е. И. Марьина, студент 5 курса факультета перерабатывающих технологий

Т. М. Воробьева, к. с.-х. н., доцент кафедры «Товароведение и переработка продукции животноводства»

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

 

В связи с введением ограничительных мер на импорт продовольственной продукции перед российским сельхозпроизводителем открываются новые перспективы развития, которые заключаются в освоении внутреннего рынка сбыта. Актуальными становятся вопросы увеличения объемов производства продукции, расширения товарного ассортимента, обеспечения продовольственной безопасности государства.

Отечественный потребитель привык к потреблению импортной продукции. Это связано, прежде всего, с их распространенностью на российском рынке, внешней привлекательностью и сравнительно низкими ценами. При этом упускаются из внимания аспекты безопасности пищевых продуктов, так как основная масса потребителей не задается вопросом: «Как выращен продукт и как достигнут такой длительный срок хранения?».

В настоящее время в странах ЕС при выращивании плодоовощной продукции бесконтрольно применяют различные группы пестицидов, причем последние обработки могут производиться непосредственно перед сбором урожая, что несет в себе потенциальную опасность для здоровья потребителей. В России перед сбором урожая пестицидные обработки запрещены, поэтому продукция, выращенная на российских полях, является более безопасной.

Импортная продукция обрабатывается перед поставкой специальными препаратами, что продлевает ее сроки хранения и придает товарный вид. Однако покупатель, ориентируясь на внешний вид товара, не всегда может адекватно оценить, что вместе с ней в организм поступают химические вещества, которыми продукция обработана.

Потребители формируют спрос на продукцию, и в связи с тем, что российский потребитель плохо разбирается в вопросах безопасности и качества пищевой продукции, выигрывает в конечном итоге импортный продукт.

Таким образом, для развития сельскохозяйственного производства необходима государственная поддержка и грамотно разработанная нормативно- правовая база, регулирующая сферу производства, хранения и реализации пищевой продукции.

Государственная поддержка в последние годы значительно увеличилась, однако этого не достаточно, чтобы в короткие сроки сделать продукцию конку- рентоспособной, в том числе на зарубежном рынке.

При запрете на ввоз продукции, у российского товаропроизводителя появился соблазн, не улучшать качество продукта, а реализовывать его по зав


шенным ценам. Отсутствие конкуренции может привести к необоснованному повышению цен. Таким образом, остро стоит вопрос государственного регулирования цен на отечественную продукцию.

Государству необходимо контролировать рыночные процессы, а  через них все тесно связанные экономические проблемы: в определенные периоды сдерживать потоки одних импортируемых товаров и стимулировать рост им- порта других.

В сложившейся ситуации, необходимо искать страны, не попавшие под санкции РФ, готовые создать здоровую конкуренцию отечественному изготовителю. Наполнение рынка товарами будет стимулировать отечественного производителя бороться за потребителя, за счет повышения качества и безопасности производимой продукции.

Увеличение потока товаров, перемещающихся через границы, требует постоянного контроля со стороны государства, как в плане обеспечения развития экономики, так и обеспечения безопасности граждан и самого государства.

Так, любое государство заинтересовано в том, чтобы товары, которые в данной стране не выпускаются вообще или производятся по каким-то причинам в недостаточном количестве, поступали по импорту, а производимые у себя в достаточных объемах — экспортировались. Развитие импортно-экспортных связей в рациональных пропорциях и размерах способствует укреплению национальной экономики, росту благосостояния населения.

При открытии рынка перед импортером встает задача соответствовать достаточно жесткой нормативно-правовой базе РФ и Таможенного союза. В разных странах, установлены разные требования к продукции, которые не всегда соответствуют строгому российскому законодательству, поэтому говорить  о быстром насыщении отечественного рынка, импортными товарами необходимого качества и безопасности преждевременно. При открытии рынка для ввоза импортной продукции необходимо жестко контролировать фитосанитарную, карантинную и ветеринарную безопасность.

В России запрещено выращивание ГМ-продукции, а ввоз ее не запрещен, единственная оговорка – попасть под 0,9 %. При этом встает вопрос идентификации этой продукции и доведения информации до потребителя. Продукция с содержанием ГМО менее 0,9 % считается «без ГМО», соответственно информация до потребителя не доводится, что с нашей точки зрения, может вводить в заблуждение.

В России зарегистрированы 17 линий ГМО, а в Европе – 120. Техническая оснащенность российских лабораторий не дает уверенности в контроле ГМ-продукции. Качественный анализ позволяет установить наличие ГМО, а количественный позволяет идентифицировать линию ГМО. Однако лабораторий оснащенных для проведения таких анализов в полном объеме единицы нет, и продукция практически не может быть идентифицирована до конца.

Законодательством РФ и Таможенного союза, должно быть четко разграничены  обязанности  контрольно-надзорных  органов,  разъяснены  требования


нормативно-правовой документации на официальных сайтах разработчиков данных документов.

Нам как патриотам своей страны важно развитие внутреннего рынка и обеспечение продовольственной безопасности страны, поддержка отечественного производителя, но в то же время здоровая конкуренция позволит ему выйти на более высокий уровень.

 

Литература

1.  ТР ТС 021/2011 Технический регламент таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»;

2.  ТР ТС 022/2011 Технический регламент таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки»;

3.  ТР ТС 015/2011 Технический регламент таможенного союза «О  безопасности   зерна»;

4.  ТР ТС 023/2011 Технический регламент таможенного союза  «Технический   регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»;

5.  ТР ТС 024/2011 Технический регламент таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию»;

6.  ТР ТС 033/2013 Технический регламент таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции»;

7.  ТР ТС 034/2013 Технический регламент таможенного союза «О безопасности мяса  и мясной продукции»;

8.  Указ Президента РФ от 06.08.2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»;

9.  Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 06.08.2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»;

10.  Постановление правительства РФ от 20.08.2014 г. № 830 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 07.08.2014 г. № 778»

 

Минсельхоз РоссииРоссельхознадзор - федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзоруУправление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий ЭлДепартамент Росприроднадзора по ПФОПредставительство Президента РФ в ПФОПравительство Нижегородской областиПравительство Нижегородской области
Created by GraphitPowered by TreeGraph